Четверг, 25 Апреля 2024 г. 04:27

«Дочка» «ЛУКОЙЛа» на выданье

11 марта 2019 14:24

ПАО «ЛУКОЙЛ» выведет дочернее ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» за периметр группы. Компания займется предоставлением услуг связи и телекоммуникаций. В структуре группы останется работать ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» и будет специализироваться на выполнении функций по критичным ИТ-услугам. По данным одного из источников ComNews, «ЛУКОЙЛ-Информ» готовят к продаже. Потенциальным покупателем аналитики называют в том числе АО «ЭР-Телеком Холдинг» и оценивают «ЛУКОЙЛ-Информ» в 3 млрд руб.

 

На текущий момент ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» полностью принадлежит ПАО «ЛУКОЙЛ». Однако компания находится в стадии реорганизации. По словам источника, близкого к «ЛУКОЙЛ-Информу», актив готовят к продаже. Впрочем, в пресс-службе группы компаний никакой информации по этому поводу не сообщают.

Напомним, что в ноябре 2018 г. на месте ООО «ЛУКОЙЛ-Информ» появилось ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии». Оно так же, как и компания-предшественница, на 100% принадлежит ПАО «ЛУКОЙЛ». Генеральным директором был назначен Ринальд Хамидуллин. В феврале 2019 г. стало известно о том, что руководство материнской компании приняло решение вывести «ЛУКОЙЛ-Информ» за периметр группы. В свободном плавании компания будет предоставлять услуги связи и телекоммуникаций.

Созданная же на месте «ЛУКОЙЛ-Информа» компания «ЛУКОЙЛ-Технологии» сосредоточится на ИТ-услугах по интегрированным системам управления, информационной безопасности, VIP-сервисам, обслуживанию корпоративной ИТ-инфраструктуры. «Перед «ЛУКОЙЛ-Технологиями» как интегратором информационных решений группы «ЛУКОЙЛ» сегодня стоят амбициозные задачи. Для их решения создаются центры компетенций по критичным ИТ-услугам и инновационным направлениям. За предприятием будет закреплена реализация ИТ-проектов, техническая поддержка пользователей и сервисов, относящихся в том числе к информационной безопасности, а также обеспечение работы корпоративной инфраструктуры ИТО», — рассказал начальник департамента ИТО ПАО «ЛУКОЙЛ» Александр Подольский.

Кому может быть интересен актив

 

По информации одного из источников ComNews, «ЛУКОЙЛ-Информом» интересуется АО «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд «Дом.ru»). Другой источник уточняет, что речь идет не о покупке, а о передаче в управление. К слову, президент (он же генеральный директор) «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев ранее в течение 14 лет руководил зарубежными проектами «ЛУКОЙЛа» («ЛУКОЙЛ Оверсиз»). Однако в пресс-службе компании информацию не комментируют.

Несколько опрошенных ComNews аналитиков допускают, что покупка «ЛУКОЙЛ-Информа» действительно может быть интересна «ЭР-Телекому» в связи с принятой стратегией по слияниям и поглощениям

Как указывает один из собеседников ComNews, в качестве потенциального покупателя может выступать и ПАО «Ростелеком». «Ему это нужно для того, чтобы показывать рост своей выручки преимущественно в корпоративном сегменте», — поясняет он.  Глава представительства Quadriga Capital Russia Михаил Кацнельсон полагает, что актив может быть интересен как «Ростелекому», так и операторам «большой четверки».

Генеральный директор Eastway Capital Александр Волчков замечает, что потенциальными покупателями могут выступать АО «Лаборатория Касперского» и ООО «1С». По его данным, эти компании достаточно финансово состоятельны для покупок такого рода. К тому же «ЛУКОЙЛ-Информ» будет хорошим дополнением к их основному бизнесу. Еще потенциальным покупателем «ЛУКОЙЛ-Информа» может быть компания Epam. «Они достаточно активно развиваются на международном рынке. Полагаю, что компания активно думает о том, чтобы продвигать те технологии, которые они разработали внутри себя, в том числе и на российский корпоративный рынок. Также им, наверное, хотелось бы увеличить штат ИТ-специалистов, которые, работая в России за меньшие зарплаты, чем в США и Канаде, могли бы выполнять работу по международным заказам Epam», — пояснил эксперт Eastway Capital. Luxoft (IBS Group) в этом отношении тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Финансовому инвестору (например, инвестиционному фонду) Александр Волчков не рекомендовал бы рассматривать «ЛУКОЙЛ-Информ» в качестве объекта приобретения. Он объяснил свою позицию тем, что сейчас компания, находясь в свободном плавании, столкнется с серьезными рыночными проблемами и конкуренцией и не сможет зарабатывать тех денег, которые были раньше. При этом затраты останутся примерно теми же, что были у компании, когда она входила в периметр группы компаний «ЛУКОЙЛ».

Какова стоимость «ЛУКОЙЛ-Информа»

 

По прогнозам Александра Волчкова, если «ЛУКОЙЛ-Информ» останется отдельным игроком, то его стоимость будет в ближайшие три года падать.

Эксперт Eastway Capital оценил стоимость «ЛУКОЙЛ-Информа» в 6-7 млрд руб. Однако у компании есть задолженность в размере 3,5 млрд руб. Таким образом, получается цифра примерно в 3 млрд руб. Озвученную оценку подтверждает один из собеседников ComNews.

Причины вывода актива

 

В качестве причин «отпочковывания» сервисных компаний, в частности ИТ-компаний, от своих холдингов Александр Волчков называет стремление к работе в рыночных условиях. «Очень часто сервисные компании, которые входят в крупный холдинг, живут «на всем готовеньком». У них есть определенный бюджет, который дает им материнская компания, или постоянные заказы, которые кроме них никому другому не достаются. Это расслабляет сотрудников сервисных компаний, поэтому они особенно не стремятся придерживаться качества и соблюдать сроки по сравнению с конкурентами на рынке», — объясняет эксперт Eastway Capital.

Хотя Александр Волчков положительно оценивает намерение «ЛУКОЙЛа» отпустить свою «дочку» в свободное плавание, тем не менее он предупреждает о том, что не многие отпочковавшиеся сервисные компании могут выжить. «Наверное, самый яркий пример на рынке — это отделение компании «Сибинтек» от «ЮКОСа» в 2005 г. Сначала компанию «трясло» и «штормило», но она осталась на рынке. Я думаю, что и для «ЛУКОЙЛ-Информа» это будет непростая задача», — говорит он.

Напротив, эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов полагает, что за многолетнюю деятельность «ЛУКОЙЛ-Информ» накопил базу данных и знаний в телекоммуникационной сфере и вполне может существовать как независимая структура по решению профильных задач. Он добавил, что «ЛУКОЙЛ-Информ» может быть предложен для всех желающих как готовый продукт, способный решать узкопрофильные задачи в указанной сфере.

Что значит трансформация для «ЛУКОЙЛа»

 

Трансформацию структуры ПАО «ЛУКОЙЛ» Александр Волчков связал с повышением эффективности путем сокращения непрофильных активов группы компаний. Не исключено, что она вызвана желанием сосредоточиться на основной активности — геологоразведке, нефтедобыче, продаже нефти в России и на экспорт. Под сервисные функции же можно создать отдельные юрлица и вывести их за периметр холдинга.

Той же позиции придерживается и один из собеседников ComNews. «Изначально у всех больших компаний были свои провайдеры. Им важно было поддерживать enterprise networks — ведомственную связь, которая связывала бы географически разнесенные офисы. С развитием технологий компании начинают фокусироваться на том, в чем они разбираются, и перестают распыляться на неосновные активы», — говорит он.

Солидарен с коллегами и Михаил Кацнельсон, отмечая, что «ЛУКОЙЛ» фокусируется на ключевых индустриальных компетенциях, оптимизации издержек. Соответственно, выделение non-core asset в телекоме и ИТ в отдельную рыночную компанию — логически последовательный шаг, как и возможная последующая продажа телеком-стратегу, способному продолжать предоставлять требуемые «ЛУКОЙЛу» ИТ-сервисы и выдерживать высокие стандарты обслуживания и SLA.

Эксперт Eastway Capital подчеркивает, что, когда акции котируются на бирже, многие инвесторы ориентируются на показатели, например, указывающие на производительность труда. «Они смотрят на то, сколько баррелей нефти добыто на одного сотрудника ПАО «ЛУКОЙЛ». Если в группе компаний еще телеком-актив или транспортная компания и др., то нужно делить количество добытых «ЛУКОЙЛом» баррелей нефти на «головы» всех сотрудников. В результате получается, что у «ЛУКОЙЛа» очень низкая производительность труда по сравнению с Shell, British Petroleum и другими конкурентами. А если все непрофильные компании вывести, то тогда получится, что производительность труда подрастет», — предположил Александр Волчков.

© ComNews
avatar
  Подписаться  
Уведомление о