Суббота, 21 Апреля 2018 г. 22:12

Облако для роста

12 Пн, 10:27 "ComNews"

Применение облачных технологий открывает широкие возможности для развития новых бизнес‑моделей, в том числе в телекоме. На фоне растущего интереса к облакам операторы связи заинтересованы в диверсификации бизнеса за счет расширения линейки облачных услуг, которые увеличат ARPU. О том, как при помощи облачного провайдера добавить новые сервисы в существующий пул услуг, корреспонденту «Стандарта» Якову Шпунту рассказал директор по развитию облачных услуг ЗАО «КРОК инкорпорейтед» Максим Березин.

Максим Березин:
«Мы боремся за доверие
заказчиков – ​прежде всего,
за счет качества оказываемых сервисов»

— Как вы оцениваете состояние рынка облачных услуг в России?

— Начну с того, что на конкурентном рынке операторам все сложнее зарабатывать за счет оказания традиционных услуг мобильной и фиксированной связи. При этом у них одна задача – ​эффективно монетизировать абонентскую базу, предлагая юридическим и физическим лицам новые востребованные услуги. И тут важно, чтобы потенциальный потребитель имел возможность быстро о них узнавать, и также быстро – ​заказать и оплатить.

Наш опыт показывает, что в этом заинтересована как «большая четверка» мобильных операторов связи, так и провайдеры, оказывающие услуги (от облачной IP-телефонии до аренды защищенных каналов связи) корпоративным заказчикам. Все они как минимум присматриваются к внешним облачным сервисам или уже их продвигают. Некоторые провайдеры, например «ВымпелКом» и МТС, уже запустили маркетплейсы цифровых сервисов для корпоративных клиентов. «КРОК» готов помогать операторам расширять портфель услуг с помощью облака. И тут мы можем предложить компаниям две схемы взаимодействия: white label и реферальное партнерство.

Модель white label позволяет оператору под своим брендом предлагать абонентам использовать высоконадежную облачную инфраструктуру на базе сети дата-центров «КРОК», оставляя за собой привлечение и сопровождение клиентов. Реферальное партнерство предполагает, что компания только привлекает новых заказчиков в облако «КРОК», получая за это до 10 % от суммы сделки на протяжении всего срока размещения в нашей инфраструктуре информационных систем и данных привлеченного заказчика.

— Насколько сложно компаниям создавать облачную инфраструктуру своими силами?

— На рынке представлено много коробочных продуктов. Однако эти решения имеют весьма стандартный набор функций и не дают такой свободы, как собственные облачные разработки. Поэтому говорить о глубокой кастомизации виртуальной инфраструктуры за счет применения коробочных платформ сложно. Есть и другой сценарий – ​купить одно- или двухсокетные серверы стандартной архитектуры, систему хранения данных (СХД), установить стандартную оболочку системы, приобрести или арендовать каналы связи (естественно, с резервированием), настроить портал самообслуживания, который может быть одним из элементов программной среды. Однако это весьма дорогостоящий и сложный процесс, требующий глубокой экспертизы в проектировании облачной архитектуры и сопутствующей инфраструктуры, приобретения лицензий и квалифицированной поддержки специалистов. И главное – ​нужно время, которого так часто не хватает на развитие бизнеса в условиях высокой конкуренции. Применение платформы «КРОК» позволяет заказчику создавать виртуальную инфраструктуру практически с нуля.

В российском облачном сегменте действуют минимум два десятка игроков, с которыми надо как-то конкурировать. Многие компании в погоне за ценовым преимуществом подключают большее количество пользователей, чем норма, на которую рассчитана их инфраструктура. Но при таком подходе нужно обладать определенными знаниями и опытом – ​иначе возможны проблемы во время пиковых нагрузок, которые не все пользователи облака смогут пережить без последствий. А о том, что в высокий сезон «упала» база данных какого-то ретейлера или банка, рынку станет известно очень быстро, и это нужно учитывать. Все это подорвет доверие клиентов к компании, и последствия для бизнеса не заставят себя ждать. Более безопасным решением может стать сотрудничество с профессиональным облачным провайдером, который готов принять на себя определенные риски.

В основе облачного бизнеса компании «КРОК» находятся собственные разработки, что позволяет нам успешно конкурировать с теми, кто использует стандартную коробочную инфраструктуру. При больших объемах заказов наше предложение выгоднее, чем приобретение лицензии на коммерческое ПО. При этом мы поддерживаем востребованные функции, которых нет у конкурентов: например, распределенное высокодоступное файловое хранилище, совместимое с Amazon S3 API. Будучи крупной компанией, мы можем позволить себе инвестировать в проекты, которые начнут приносить прибыль лишь через годы.

— На чем сосредоточены ваши основные усилия по развитию сегмента облачных услуг?

— Фактически наше облачное направление – ​это специализированная компания внутри «КРОК». Мы разработали и реализуем стратегию развития этого бизнеса. Ее суть сводится к тому, чтобы стать лучшим профессиональным облачным провайдером в России, сфокусированным на поддержке критичной для бизнеса инфраструктуры крупных заказчиков. Мы видим компании, для которых перерыв в работе чреват огромными убытками и даже выходом из бизнеса, – ​например, у банка из-за неотправленной в Центробанк отчетности могут отозвать лицензию. Такие компании готовы размещать у нас ИТ-сервисы.

Естественно, мы боремся за доверие этих заказчиков – ​прежде всего, за счет качества оказываемых сервисов, в том числе консалтинга и технической поддержки, в чем «КРОК» традиционно силен. Кроме того, мы накопили значительный опыт в эксплуатации облачных сервисов. На рынке мало компаний, у которых есть компетенции сразу в нескольких направлениях. Консолидировав наш опыт в данном сегменте, мы предлагаем операторам связи инструмент для разработки собственных облачных сервисов и интерфейс для управления ими.

— Расскажите подробнее о программе white label. В чем ее особенности?

— Рынок облачных сервисов можно разделить на три сегмента: крупный (ARPU свыше 250 тыс. рублей в месяц), средний (от 50 тыс. до 250 тыс. рублей в месяц) и малый (до 50 тыс. рублей в месяц). При этом у разных категорий заказчиков – ​свои потребности. Так, представители среднего и малого бизнеса (СМБ) не заинтересованы в сложной и дорогостоящей проработке контрактов, да и для нас это невыгодно: транзакционные издержки нужно сводить к минимуму, а все, что возможно, должно быть автоматизировано.

Поэтому в сегмент малого бизнеса мы сами не идем. Однако специально для партнеров, которые заинтересованы в расширении присутствия в СМБ-сегменте, «КРОК» разработал программу white label. По сути это предложение облегченной версии нашего основного портала самообслуживания, откуда для удобства исключены объективно избыточные функции, востребованные только крупными заказчиками. Тем не менее производительность этого решения весьма высокая. Конечный заказчик может выбрать необходимое количество виртуальных серверов и сразу узнать, сколько будет стоить их эксплуатация. Потом по мере необходимости, например, в высокий сезон или отчетный период, можно добавлять те или иные ресурсы. Это достигается благодаря использованию прозрачного биллинга, сертифицированного в соответствии с требованиями Минкомсвязи РФ к автоматизированным расчетам. При этом интерфейс портала легко адаптировать под дизайн сайта и корпоративный фирменный стиль партнера – ​отсюда и название программы.

— Кому адресована программа white label?

— Прежде всего это предложение для операторов связи из сегмента среднего бизнеса и региональных провайдеров. Мы понимаем, какой должна быть эргономика портала самообслуживания: как его разместить, как продвигать, и даже как должны выглядеть бизнес-процессы партнера, решившего развиваться на рынке облачных услуг. Специалисты «КРОК» готовы делиться соответствующей методологией, прорабатывать совместно с партнером бизнес-кейсы. Кроме того, есть возможность быстро подключить платежную систему, что упрощает запуск новых услуг.

Наш продукт прошел проверку временем и находится на стадии зрелости. Вопрос лишь в адаптации интерфейса портала самообслуживания к требованиям партнера, но ее можно организовать быстро. В результате срок вывода новых продуктов на рынок не превысит двух недель.

— Каким вы видите рынок облачных услуг через пять лет?

— Российская ИТ-отрасль отстает от развитых рынков как раз на пятилетний срок. К примеру, в США минимум три федеральных министерства, включая оборонное ведомство, перенесли ИТ-инфраструктуру в облако Amazon – ​по крайней мере, частично. Месяц назад ЦРУ сертифицировало тот же Amazon для размещения собственных информационных систем. Думаю, не надо напоминать, что это ведомство работает с информацией самой высокой степени секретности.

Инфраструктура «КРОК» также сертифицирована на соответствие стандартам безопасности, в том числе таким, которые требуют регулярных аудитов, предполагающих серьезные проверки, включая тесты на проникновение. Наше облако запатентовано и прошло сертификацию ФСБ и ФСТЭК на средства защиты: межсетевое экранирование, криптографическую защиту каналов связи, антивирусную защиту, защиту от несанкционированного доступа, анализ уязвимостей. Продукт соответствует требованиям международного стандарта платежных карт PCI DSS 3.2 для размещения процессинга, что дает дополнительные гарантии по информационной безопасности заказчикам и партнерам.

Для реализации любых больших проектов по строительству или модернизации ИТ-инфраструктуры приходится закупать серверы, СХД, лицензии на операционные системы, гипервизоры, СУБД, программное обеспечение для бизнеса. Но многие классы продуктов активно мигрируют в облако. Компании «1С», Microsoft, Oracle, SAP, как сами, так и через партнеров, все больше приложений предлагают в виде облачных сервисов. Многие крупные компании заменили локальные бизнес-приложения на SaaS-аналоги – ​например, востребованный во всем мире CRM-сервис Salesforce. Такая более гибкая модель позволяет эффективно управлять рабочими местами и регулировать их количество по мере необходимости.

На Западе компании массово переводят информационные сервисы в облако. Этот процесс уже идет активно и в ближайшее время будет только ускоряться. Облако стало продуктом широкого потребления, дающим возможность использовать вычислительные ресурсы для создания дополнительной стоимости. И наша компания готова взять на себя роль партнера телеком-операторов в развитии их бизнеса, предоставив площадку для создания новых услуг для корпоративных клиентов.

От поставщика инфраструктурных сервисов «КРОК» перешел к роли провайдера цифровых изменений, формируя совместно с заказчиками новые продукты и создавая цифровые рынки.